Из книги С.Г. Кара-Мурзы «Кризисное обществоведение» [стр. 250-254]
В целом
мониторинг потенциальных и активных субъектов угроз для России необходимо вести как неотъемлемую часть работы по выявлению
и оценке самих угроз. С другой стороны, при изучении социальной структуры нашего общества и составлении «карты» социокультурных общностей современной России надо отдельно
анализировать потенциальные возможности участия каждой из них в
создании угроз для России — своими действиями или бездействием.
Полезно
проводить (хотя бы индивидуально, даже в уме) «учебные игры», анализируя карту событий свершившихся угроз, оценивая действия и бездействие всех вовлеченных сообществ. От
таких размышлений, и тем более
коллективных организованных занятий, старательно отвлекают несущие ответственность государственные структуры и
корпорации (коммерческие или профессиональные), на которые явно ложится существенная доля вины. Надо не
поддаваться на их отвлекающие
дудочки и выполнять свою обязанность разумного человека и гражданина.
Примером
хорошего объекта для такой учебной игры служит крупная авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС) 17 августа 2009 года. По своему масштабу ее относят к техногенным
катастрофам. На Чернобыльской
АЭС был разрушен один блок мощностью 1 ГВт, а на СШГЭС — девять гидроагрегатов из десяти с общей мощностью
4,4 ГВт. Важно и то, что ГЭС всегда
считались самым безопасным источником электрической энергии большой
мощности. Общество было потрясено небывалым
характером катастрофы. Она
приобрела символическое значение как знак перехода страны в новое
состояние.
Можно
определенно сказать, что эта авария — продукт реформы, ведь в негодность
пришла не материально-техническая часть ГЭС, а ее социальный уклад, созданный в ходе реформы. Взятая в целом как
развивающаяся система, эта авария, ее вызревание и ее последующее осмысление дают адекватный портрет российского
общества и государства почти во всех их главных срезах, в том числе
позволяют выпукло представить «карту субъектов», обеспечивших реализацию
угрозы.
Эта авария — результат глубоких сдвигов в техносфере России. Начнем с того, что в энергетике России была принципиально изменена цель
деятельности. Энергетические системы в любой индустриальной стране выполняют
жизненно важную функцию и являются системами государственной безопасности. Их
назначение — обеспечение потребностей и поддержание живучести страны, а не
извлечение выгоды. Выгода здесь вторична, не она диктует приоритеты в
принятии решений, в этом не
различались ни СССР, ни США.
Реформа произвела фундаментальный переворот в российской энергетике —
она сделала прибыль первостепенным вопросом. Это и стало главной предпосылкой к аварии на СШГЭС. Изменился социальный уклад электростанций, организация труда, критерии распределения средств,
профессиональные нормы, восприятие рисков и, шире, тип рациональности работников на всех уровнях иерархии.
Все общности, активно проводившие и
поддержавшие эту реформу, вольно или невольно стали творцами катастрофы
СШГЭС.
Депутат А. Бурков, входивший в состав Парламентской
комиссии по расследованию причин аварии, сказал: «Работа станции была подчинена
главной задаче — извлечению прибыли. Поэтому и главной службой в системе "РусГидро"
были финансисты и экономисты, под влиянием или, возможно, под давлением которых
находились инженерные службы. По-другому сложно объяснить то, что срок жизни второго
гидроагрегата по всем техническим параметрам практически истек, но при этом не была
заказана новая турбина, и даже не был разработан план мероприятий по дальнейшей
безопасной эксплуатации турбины, которая выработала свой ресурс».
Но этого мало. «Демократическая революция» отменила для человека обязанность
жить. В советское время эта обязанность воплощалась во множестве тиранических требований — мыть руки перед едой, делать прививки от тифа и кори и производить плановый капитальный ремонт техносферы. Невыполнение этих требований влекло за собой наказание.
Все эти требования были отменены, одно за другим, в годы реформы. Символическим действием государства стала
ликвидация Госстандарта, который
превращал главные конкретные требования в законы. Инерция культуры и воспитания еще в какой-то мере заставляет людей соблюдать нормы и запреты, но эта
инерция быстро иссякает. Общность профессионалов и политиков, которые готовили
и принимали закон о ликвидации Госстандарта и резком снижении полномочий Технадзора, — субъект угрозы техногенных аварий и
катастроф. Те, кто обеспечивал им
информационное прикрытие в СМИ и системе образования, — менее активные,
но тоже важные участники подготовки этой беды.
Каковы были конкретные изменения в
состоянии СШГЭС, вызванные «сменой цели производственной деятельности» и создавшие предпосылки аварии? Прежде всего, резкое сокращение инвестиций,
вплоть до изъятия из отрасли амортизационных
отчислений на обновление основных
фондов, и резкое сокращение объемов ремонтных работ (почти в четыре раза).
О степени износа оборудования СШГЭС
было известно верховной власти. Руководитель Счетной палаты С. Степашин сказал
8 сентября 2009 года:
«Два года назад была проверена Счетной палатой Саяно-Шушенская ГЭС, где мы указали, что там 85% технологического износа. Было
направлено представление в правительство и письмо в Генеральную прокуратуру. Ответ был следующий: это
акционерное общество, вот за счет акционеров пусть они там все и
восстанавливают... Это — к вопросу о
реформе электроэнергетики и так называемом государственном подходе к этой теме».
Председатель Комитета Госдумы по
энергетике Ю. Липатов заявил, что безопасная эксплуатация гидроагрегатов, исчерпавших свой проектный ресурс, возможна «только при
квалифицированной эксплуатации и
своевременном и качественном проведении ремонтных и профилактических работ». Но именно это оказалось
невозможно обеспечить в нынешних условиях — в частности, из-за развала
отечественного машиностроения. Развалилось
оно не под воздействием стихии, а в результате конкретных политических
решений. Те, кто их принимал и активно поддерживал,
готовили эту катастрофу, те, кто им не противодействовал, — пассивные
соучастники, надо смотреть правде в глаза.
Второй
фактор, который резко снизил качество эксплуатации и содержания технических
систем в России — установка реформы на расчленение
сложившейся в СССР структуры предприятий. Эффективным инструментом «перехода к
рынку» считалась замена системы технологических функций, которая служила «скелетом» советского предприятия, на систему коммерческих трансакций, совершаемых
между независимыми «хозяйствующими
субъектами». За первые пять лет реформы (1992-1996) число предприятий в
промышленности России выросло в 6 раз. Новых
заводов построено не было, этот рост означал расчленение предприятий. Так, в энергетике в отдельные
предприятия были выделены ремонтные
службы. Для больших машин, типа турбин и генераторов ГЭС, разделение
функций эксплуатации и ремонта имело крайне негативный эффект.
Субъектами угроз стали государственные
контролирующие органы. Рынок не может обеспечить безопасность, его идол — прибыль, это общеизвестная истина. И вот, объявляя
переход к рынку, упраздняют Госстандарт и заменяют ГОСТы корпоративными регламентами, за которые никто не отвечает. Подумать
только: «за время существования РАО
"ЕЭС России" не велся мониторинг отказов энергетического оборудования»!
В обзорной статье после аварии
говорилось: «Технические причины [аварии]
начались с момента окончания ремонта ГА-2 [2-го гидроагрегата]. С этого момента ГА-2 ни дня не работал в штатном режиме.
Специалисты, отказывающиеся принять ГА-2 в эксплуатацию, так или иначе от работ были руководством компании
отстранены. Оставшиеся
"специалисты" были запуганы менеджментом, так как поселок маленький и с работой не разбежишься». Значит,
сообщество технических специалистов
на ГЭС не выполнило своего долга инженера из страха перед собственниками и
руководством компании. Акт о причинах аварии фиксирует невероятный факт: «По данным анализа архивов АСУ ТП, проведенного в период с 21.04.2009 до
17.08.2009, наблюдался относительный
рост вибрации турбинного подшипника ГА-2 примерно в 4 раза, что отражено
графически». Максимальные значения вибрации превысили
допустимый уровень в мае — через месяц после ремонта, а средние значения пересекли «красную черту» в
июне. Уже 7 июля вибрация временами
превышала допустимый уровень в три раза!
Гидроагрегат шел к неминуемой
катастрофе, а инженеры послушно молчали. Многие из них погибли, их
беспомощность можно понять. Но ведь надо сделать тяжелый вывод: новые
социальные условия несовместимы с нормами эксплуатации больших машин. Подчинившись денежному мешку, инженерное сообщество исчезло.
А без него техносфера становится источником угроз.
Перед нами катастрофа не столько
техническая, сколько культурная и социальная. Система производственных отношений, созданная на крупных предприятиях, примером которых
и служит СШГЭС, способна отключить у
высокообразованных, опытных людей разум, профессиональную этику и даже
инстинкт самосохранения.
«Карта общностей», ставших субъектами этой катастрофы, должна стать важнейшим учебным пособием обществоведения современной России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий