среда, 21 ноября 2012 г.

НАШ ПРОЕКТ


Редакционная статья второго номера газеты "Суть времени"

Враг опорочил такие слова, как «великий эксперимент», «построение светлого Града». Враг внушил многим жителям нашей страны, что государство должно обе­спечивать комфортную жизнь. Ставя перед собой задачу осуществления в России ново­го полноценного исторического проекта, мы обращаемся к гражданам и говорим: «Враг запрещает вам использование высоких слов, апелляцию к высокому смыслу. Но сам-то враг только этим и занимается!»

Вступая в должность президента США, Джордж Вашингтон сказал о величайшей всемирно-исторической роли Соединенных Штатов. Он не сказал, что его задача — обе­спечить американцам некую комфортную жизнь. Он сказал, что судьба мира зависит (цитируем) «от эксперимента, доверенного рукам американского народа».

Скажи он это в Москве в каком-нибудь 1990-м или 2010 году - ох, как бы вызвери­лись на него российские либералы! «Не смей­те экспериментировать!» - возопила бы наша коллективная либеральная глотка. Еще бы! Ведь именно о невероятной скверности экс­периментаторства как такового орали наши диссиденты, организуя подкоп под советский проект.

Советский проект был кровав? А аме­риканский? Истребленные индейцы... Порабощенные негры... Беспощадная гражданская война... Если от реальности пе­реходить к идеям, то кто сказал: «Древо сво­боды должно орошаться кровью патриотов и тиранов»! - Владимир Ленин или Джордж Вашингтон?

Артур Шлезингер называет отцов-основателей США «спелыми и невозмути­мыми реалистами, ввязавшимися вопреки истории и теологии в грандиозную игру». Он называет их затею «необыкновенным "предприятием», осуществляя которое, они «вглядывались сквозь толщу времен в опыт Греции и особенно Рима». Шлезингер - в высшей степени авторитетен и респекта­белен. Так что же — можно ввязываться в грандиозную игру, сочетая смелость и не­возмутимый реализм? Тут опять же - или-или. Или всем можно, или нельзя никому, ибо это авантюрно, контрпродуктивно, не­прагматично.

Идея «Града на холме»... Создание это­го «Града» — вот цель, которая вдохновляла и пуританских воинов Оливера Кромвеля, и фермеров, осваивавших территорию нового американского государства. Правомочно ли в своих деяниях опираться на идею, на мис­сию? Либо это правомочно для всех, либо это неправомочно в принципе.

Но может быть, американцы опирались на это лишь при основании государства? То есть в эпоху, когда еще силен был религи­озный накал? А потом возобладала прагма­тика? Такое предположение противоречит реальности. Отцы-основатели США, осу­ществляя американский проект, стремились вовлечь в него и светских, и религиозных людей. И потому взвешивали долю религи­озной риторики, так сказать, на аптекар­ских весах.

А вот как охарактеризовал свою родину в 1982 году Рональд Рейган: «Я всегда счи­тал, что эта благословенная земля была необыкновенным образом отделена от других, что Божий промысел поместил этот великий континент между океанами для того, чтобы его обнаружили люди со всех концов земли, наделенные особой лю­бовью к вере и свободе».

К вере и свободе... Конечно, при осу­ществлении американского проекта светские идеи Просвещения («свобода») оказались сплавлены воедино с высоким пуританским накалом («вера»). Но существование подоб­ного сплава никоим образом не противоре­чит тому, что мы здесь хотим обсудить. А об­суждаем мы право народа на осуществление великого исторического проекта, на прове­дение великого эксперимента, на построение великого Града.

Нам скажут, что американцы были вдох­новлены благой идеей. А наши народы, по­строившие СССР, прельстились идеей сквер­ной, нежизнеспособной, порочной. Для того чтобы принять или отвергнуть подобное утверждение, нужно иметь четкое определе­ние той идеи коммунизма, которая то ли бла­га, то ли порочна, то ли нежизнеспособна, то ли спасительна. Что такое коммунизм?

 

Коммунизм – это раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке

 

И всё. Никакого другого содержания в идее коммунизма нет. Красный проект, ко­торый осуществляли отцы-основатели СССР - это невероятно важный для человечества великий эксперимент по раскрепощению и пробуждению высших творческих способно­стей в каждом человеке. Кто-нибудь рискнет осуждать идею раскрепощения и пробужде­ния высших творческих способностей в каж­дом человеке? Кто-нибудь способен предло­жить в XXI веке что-то иное в виде спасения от надвигающейся глобальной беды? Кто-то дерзнет утверждать всерьез, что человече­ство способно спастись в XXI веке, не дав кардинально новых ответов на главный во­прос - о восхождении человека? Что можно уклоняться от ответа на этот вопрос и под­менять этот ответ разного рода частностями экономического, политического, социально­го и иного характера?

Раскрепощение и пробуждение - это аб­солютно разные вещи.

В СССР удалось добиться существенно­го раскрепощения высших творческих сил в каждом человеке. Образование и культура, образ жизни и социальная практика позво­лили раскрепостить очень многое. Без это­го раскрепощения не было бы ни советско­го образа жизни, ни советских культурных, научных и иных созидательных достиже­ний, ни Победы в Великой Отечественной войне.

Нерешенной оказалась проблема про­буждения высших творческих способностей в каждом человеке. СССР рухнул, не спра­вившись с этой проблемой. И нам придется заняться решением этой проблемы, коль ско­ро мы хотим полноценного исторического реванша. А ведь заговорив об СССР 2.0, мы сделали заявку именно на такой реванш.

Добавить пробуждение к раскрепоще­нию — вот что такое 2Д вот что такое пере­ход от классического коммунистического проекта к проекту, который мы называем Сверхмодерн, противопоставляя его и руша­щемуся проекту Модерн, и разрушительным антигуманистическим проектам, противо­стоящим Модерну. Все это мы будем еще об­суждать подробно. Сейчас же поговорим о проекте как таковом.

Что такое проект? Не проект вообще, а Проект с большой буквы - ведь именно та­кой Проект мы стремимся осуществить.

Сейчас проектами называют даже кор­поративные вечеринки. Поэтому нам при­дется - не в первый раз и по необходимости сжато - разъяснять, чем именно историче­ский проект отличается от всех иных идеоло­гических сочинений.

 

Исторический проект - это слово, ставшее плотью. То есть это текст, претендующий на то, чтобы во-плотиться, то есть стать плотью новой жизни, организовать эту самую новую реальную жизнь во всей ее полноте и сложно­сти. Возможно ли это? Всмотримся в прошлое и убедимся: христиане, мусульмане, буддисты, индуисты, даосы... - все они организовывали новую реальную жизнь через во-площение свя­щенных текстов. Надлежащим образом доо­формляемых и транслируемых обществу.

Нам скажут: «Так на то они и священ­ные!» Не будем ссылаться на Конфуция и его тексты, создавшие новую китайскую реаль­ность, воскресившие рухнувшую державу. Эти тексты можно называть и священными, и светскими. Конечно же, все тексты древ­ности, превращавшие Слово в плоть новой жизни, то есть имевшие статус историческо­го Проекта, носили либо не вполне светский, либо совсем несветский характер.

Но Слово, создавшее плоть Модерна, то есть буржуазной реальности, имело уже по преимуществу светский характер. Буржуаз­ная реальность оформилась на основе тек­стов Локка, Гоббса, Ньютона, Адама Смита, французских просветителей и примкнувших к ним немецких, американских философов. Это все называется Проект «Просвещение» (ина­че — проект «Модерн»). Обращаем внимание читателей на то, что использование в данном случае слова «проект» обусловлено именно желанием подчеркнуть, что данное коллек­тивное светское Слово во-плотилось, то есть организовало вокруг себя и сообразно соб­ственной сути всю социально-экономическую, культурную, научно-техническую и иную «плоть» Нового времени.

Нам скажут: «Уже нет индивидуального авторства... и это не случайно, ибо книг ста­ло слишком много. Так что данный проект, знаете ли, последний в истории».

Прошло еще чуть менее столетия... Книг стало намного больше... Авторов - тоже. И вдруг — Маркс с его «Капиталом». И что же? Вполне светское Слово Маркса букваль­но стало плотью так называемого Новейшего времени. Ведь именно Новейшей называли во всем мире эпоху после Великой Октябрьской социалистической революции.

Красный проект - Слово Маркса, став­шее плотью - это ничуть не менее типичный исторический Проект, нежели исторические проекты древности.

Исторический Проект «Града на холме», породивший США... Исторический Проект Иерусалимского Града, породивший Изра­иль... Не будем обсуждать содержание этих проектов, негодовать по их поводу или их восхвалять, сопоставлять их масштабы... Не об этом речь! Совсем не об этом!

Речь «всего лишь» о том, что реальная история человечества изобилует исторически­ми проектами. А также о том, что способность осуществлять такие проекты присуща отнюдь не только древнему человечеству. Вот и всё!

Признав это, заявим следующее:

«Суть времени» стремится к осуществлению в России но­вого исторического Проекта, Проекта Сверхмодерн. А зна­чит, и к построению Нового Града. При этом наш Проект Сверхмодерн - преемственен по отношению к советскому и досоветскому бытию, опи­рается на нашу историческую специфику, имеет всемирно-историческое значение и в этом смысле слова является мессианским. Он объединяет верующих и неверующих. И отвечает именно на фунда­ментальные вызовы XXI века. Этот Проект ориентирует­ся на спасение истории как Восхождения человека и человечества. Он обеспечи­вает новую фазу этого Вос­хождения. Вне его реализа­ции человечество обречено на страшное Нисхождение.

Детали этого Проекта мы будем обсуж­дать в каждом номере нашей газеты. В ходе этого обсуждения будут разъяснены и до­полнительно разработаны элементы проекта, уже изложенные в книге С.Кургиняна «Суть времени», породившей наше одноименное движение.

Мы не спорим - заявка на новый истори­ческий проект, преемственный по отношению к Красному проекту, очень амбициозна. Ну и что? Тут либо-либо. Либо речь идет о пустых амбициях, либо у нас хватит духа на то, чтобы слово стало реальностью. Как стало ею слово, породившее американское государство.

Но что нужно для того, чтобы слово (то есть Проект) стало плотью (то есть реально­стью)? Для этого нужен соответствующий субъект. Не обычный политический, а с иной системной архитектурой.

Движение «Суть времени» претендует на то, чтобы стать подобным субъектом.

То, что у нас есть Проект - и абсолют­но новый, и, одновременно, преемственный по отношению к осуществлявшимся Росси­ей, - все понимают. Уже вышла книга «Суть времени» - с подзаголовком: «Философское обоснование мессианских претензий России в XXI столетии». А вот хватит ли субъектно­го драйва, субъектного ума, субъектной тон­кости, той длинной метафизической воли, без которой субъект в принципе невозможен, - покажет время.

Ворвавшись в политику прошлой зимой, движение «Суть времени» непрерывно наби­рает обороты. Злопыхатели говорили, что все закончится в мае 2012 года. Ну и как? Зайдите на сайт движения eot.su, и вы убедитесь, что этот прогноз не имеет никакого отношения к реальности. Прочитайте эту газету и... Впро­чем, зачем мы будем предвосхищать вашу ре­акцию на прочитанное? Очевидно одно: что газета — это новый шаг на нашем пути. И что у нас к газете свое особое отношение, выте­кающее из сути нашего, изложенного выше, самозадания.

Строя всю газету как последовательное изложение разного рода войн (политическая война, информационная война и так далее), мы говорим читателю: «Ты продолжаешь жить в иллюзорном мире, считая, что про­тив твоей страны и твоего народа не воюют самыми разными способами. Да, пока на тебя не сбросили еще ядерные бомбы. Пока еще на твою территорию не вошли танки. Но уже идут другие войны, гораздо более опасные. Победить в этих войнах, спасти Россию и че­ловечество ты можешь, только реализуя но­вый исторический Проект, сочетая смелый и невозмутимый реализм с готовностью вести грандиозную неслыханную игру. Твои враги готовы к этому. А ты?».

Если ты по-настоящему готов, то еще можно спасти и Россию, и человечество.

Комментариев нет:

Отправить комментарий